Подготовка воздушной электролинии для дома
Трассу для монтажа воздушной электролинии (ВЛ) в городах и посёлках выбирают вдоль улиц, переулков (вдоль фасадной части домов), по обочинам площадей.
Направление трассы выбирают исходя из наименьшей длины трассы и минимального количества естественных и искусственных препятствий (дорог, улиц, рек, и т.п.).
Трасса для монтажа воздушной электролинии
Расстояния от проводов до зеленых насаждений и от оси трассы до штабелей сгораемых материалов должны быть указаны в проекте.
Перед прокладкой воздушной электролинии трасса должна быть осмотрена для выявления мест на трассе, содержащих помехи, разрушительно действующие на металлический покров и оболочку кабеля такие как —
- наличие цепляющих линию веток деревьев,
- участки, расположенные ближе 2 м от выгребных и мусорных ям, и т.п.
При невозможности обхода этих мест воздушная линия должна быть проложена в чистом нейтральном грунте в безнапорных асбестоцементных трубах, покрытых снаружи и внутри битумным составом, и т.п.
Расстояния от проводов до зеленых насаждений и от оси трассы до штабелей сгораемых материалов должны быть указаны в проекте.
В целях сохранения лесного массива парков и зелёных зон вокруг городов и населённых пунктов просеку для ВЛ 6…10 кВ вырубают шириной не более:
- для опор с крюками — 5…6 м;
- для опор с траверсой — 8…9 м.
Вырубка просек для ВЛ до 1 кВ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Однако для того чтобы выдержать нормируемое расстояние 1 м от отклонённого провода до деревьев, ширину трассы ВЛ делают не менее 3…4 м.
Просека очищается от порубленных деревьев и кустарников.
Просека для трассы ВЛ-0,4 кВ через лесной массив и фруктовые сады показана на рис.2.

При прохождении ВЛ через территории фруктовых садов с насаждениями высотой не более 4 м вырубка просеки НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Вырубка кустарника на рыхлых почвах, крутых склонах и местах, заливаемых во время половодья, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Трасса для прокладки воздушной эл.линии по опорам должна быть подготовлена к началу монтажных работ в объёме:
- установлены промежуточные опоры под ответвление от действующей ВЛ; на опорах закреплены изоляторы;
- в случае нехватки стандартной высоты здания для ввода эл.линии — установлены и закреплены трубные стойки под ввод эл.линии.
Опоры под ВЛ размещаются таким образом, чтобы они не затрудняли движение транспорта и пешеходов.
Условия сохранного состояния трассы
При прокладке ВЛ необходимо выполнять следующие условия:
- провода ВЛ должны проходить выше проводов телефонной линии и радиолинии;
- ВЛ должна иметь длину не более 25 м;
- если расстояние от ближайшего столба линии электропередачи до входного устройства дома больше требуемого значения, необходимо установить промежуточный столб или столбы;
- над дорогой воздушная линия должна проходить на высоте не менее 6 м;
- на участке воздушная линия должна проходить на высоте не менее 5 м, желательно вдоль ограды, в стороне от пешеходных дорожек и высоких деревьев (не ближе 3 м до веток);
- расстояние по горизонтали между проводами воздушной линии и другими кабелями (телефон, радио, телевизионный спуск от антенны и др.) должно составлять не менее 1,5 м.
Если прокладываемый изолированный провод не обладает необходимой прочностью, его крепят к натянутому между столбом и домом тросу.
Противопожарное состояние трассы:
- в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров;
- не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ.
Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев.
Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ.
Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.
Установка опор под отвод ВЛ
Прокладка воздушной линии ввода производится службой энергонадзора.
Монтаж ввода электролинии в дом или здание должен выполнять электрик, имеющий допуск к работе с высоким напряжением.
Для прокладки воздушной электролинии к началу её натяжения должны быть установлены опоры под электролинию, а в местах пересечения линии с наружными стенами зданий сооружениями — трубные конструкции для протяжки проводов в здание.
Ответвления в дом от воздушной эл.линии (ВЛ) — считаются частью линии электропередач районных линий — их до изоляторов на стене или трубной стойки, включая соединения у изоляторов — обслуживает владелец электрических сетей района (города).
Проводка и оборудование, расположенное за вводными изоляторами, — считаются собственностью потребителя, на которого возложена ответственность за их содержание, обслуживание и ремонт.
Промежуточные опоры под воздушные линии (ВЛ) выполняют из деревянных стоек — столбов (рис.3 поз.1) и ж/бетонных пасынков (опор), из деревянных стоек и деревянных пасынков, из деревянных и ж/бетонных целых стоек без пасынков.
Сечение проводов ввода выбирают по ТУ в зависимости от максимальной потребляемой мощности и допустимого падения напряжения на воздушной линии.
Промежуточные столбы РЕКОМЕНДУЕТСЯ ставить стандартные железобетонные с соблюдением соответствующей технологии заглубления в грунт и укрепления заглубленной части.
РАЗРЕШАЕТСЯ применять деревянные столбы на пасынках из железобетона или из прочных пород дерева, мало поддающихся гниению (дуб, сосна и др.).
Подземную часть деревянного пасынка необходимо обработать антисептиком, в качестве которого применяют насыщенный раствор марганцовки или креозот, затем обернуть рубероидом по битуму.
Деревянный столб крепят к пасынку, предварительно установив на нём фарфоровые изоляторы на крюках.
Отверстия в деревянных элементах опор должны быть сверлёными.
Отверстие для крюка, высверленное в опоре, должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезанной части хвостовика крюка, и глубину, равную 0,75 длины нарезанной части.
Крюк должен быть ввёрнут в тело опоры всей нарезанной частью плюс 10…15 мм.
Диаметр отверстия под штырь должен быть равен наружному диаметру хвостовика штыря.
Крепление деревянного столба к пасынку производят с помощью мягкой железной проволоки диаметром 5 мм в двух местах- на 500 мм выше нижнего среза столба и на 500 мм ниже верхней кромки пасынка.
Число витков бандажа должно приниматься в соответствии с проектом опор.
При разрыве одного витка весь бандаж следует заменить новым.
Концы проволок бандажа надлежит забивать в дерево на глубину 20…25 мм.
ДОПУСКАЕТСЯ взамен проволочных бандажей применять специальные стяжные (на болтах) хомуты. Каждый бандаж (хомут) должен сопрягать не более двух деталей опоры.
Стяжку столба с пасынком выполняют, обернув несколько раз проволоку вокруг столба и пасынка, а затем затягивают с помощью стальной трубы или стального лома.
По конструкции опоры подразделяют:
- на одностоечные опоры — применяемые как промежуточные;
- А- образные опоры — состоящие из двух стоек — применяемые как анкерные и угловые;
- трёхгранные опоры — состоящие из трёх стоек — применяемые как угловые.
Расстояние между опорами по трассе ВЛ определяется проектом, при этом оно не должно превышать:
- для ВЛ 6-10 кВ — расстояние не более 60 м;
- для ВЛ до 1 кВ — расстояние в пределах 35…45 м.
Размеры опор по высоте зависят:
- от количества подвешиваемых на них проводов и их взаимного расположения,
- от высоты подвеса проводов, которая складывается из высоты подвеса нижнего провода над землёй, стрелы провеса этого провода,
- глубины погружения опоры в грунт.
Состояние опор:
- не должно быть их наклонов или смещения в грунте,
- видимого загнивания деревянных опор,
- обгорания и расщепления деревянных деталей,
- нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах,
- отрывов металлических элементов, коррозии металла,
- трещин и повреждений железобетонных опор,
- птичьих гнёзд, других посторонних предметов на них.
Перед установкой под ВЛ ж/бетонных конструкций опор, на поверхности опор надлежит проверить наличие трещин, раковин и выбоин и других дефектов.
При частичном повреждении заводской гидроизоляции покрытие должно быть восстановлено путём окраски поврежденных мест расплавленным битумом (марки 4) в два слоя.
При сборке ж/бетонных опор все детали должны быть пригнаны друг к другу:
- Зазор в местах стыков не должен превышать 4 мм.
- Детали в местах соединений должна быть без выступов и трещин.
- Отверстия под крюки должны быть плотно заполнены раствором.
Опора под отвод ВЛ к дому должна надёжно монтироваться в пробуренную скважину или яму на глубину, предусмотренную проектом, в зависимости от вида грунта. Заделка пазух ямы под опоры выполняется грунтом с каменными добавками и тщательным уплотнением трамбовкой и послойной засыпки.